Централизованная библиотечная система

              Администрации г. Махачкалы

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Главное меню

09.01.2025

«Древняя история – новые смыслы»

 

 13 января - 85 лет со дня реорганизации Дагестанского национального музея в Центральный музей ДАССР (1940 год)

Как всё начиналось?

            История создания Национального музея Дагестана им. А. Тахо – Годи тесно переплетена с общественно – политической жизнью Дагестана и началась она в Темир-Хан-Шуре (первой столице Дагестана). Именно там, в 1913 году был открыт первый музей в Дагестанской области. Идея его создания принадлежала русскому врачу, штабс – лекарю Дагестанского конного полка Ивану Семеновичу Костемеревскому. Он был первым собирателем музейной коллекции и всё свое состояние завещал будущему музею. Его дело продолжил начальник статуправления Евгений Иванович Козубский. Он не дожил всего год до официального открытия первого дагестанского музея в 1912 году, которому дали название - «Кустарный музей им. Костемеревского». В его коллекциях хранились фотографии, редкие документы, книги, оружие, станки и механизмы, ремесленно – прикладные изделия, одежда, вышивка, изделия из дерева, рога, металла, предметы гончарного, оружейного, ювелирного производства и многое другое.

Восстановление после революции

      В годы революции фонды музея были разграблены, и уцелело только то, что сотрудники музея успели спрятать у себя дома. Из огромной коллекции, насчитывавшей более тысячи единиц, было спасено лишь около 400 экспонатов. Сразу после окончания гражданской войны в 1920 году по решению Дагревкома на базе музея им. Костемеревского был создан «Народный музей Дагестана». Его руководителем был назначен художник С.И. Полторацкий. Уже к началу 1921 года удалось собрать значительное количество экспонатов, в том числе редкие предметы искусства народов Дагестана и Востока. Вскоре он закрылся и все экспонаты были перевезены в г. Петровск (ныне Махачкалу) для организации республиканского музея по инициативе Алибека Тахо – Годи при участии Северо – Кавказского института краеведения.

     В 1924 году в Махачкале был учрежден Дагестанский краеведческий музей. За первый год своего существования в обновленном виде музей проделал большой путь и огромную роль в его становлении и функционировании сыграл Дмитрий Михайлович Павлов, его первый директор. В это время были разработаны основные направления развития музея, создана новая экспозиция, заложена научная библиотека, количество экспонатов значительно увеличилось. Официальное открытие музея состоялось в 1925 году.

_______________________________________________________________________________

В 1940 году  постановлением Дагсовнаркома Дагестанский музей в Махачкале был реорганизован в Центральный музей Дагестанской АССР (директор – Болтанов).

_______________________________________________________________________________

     Он располагался в 2-х этажном здании, с двумя флигелями по бывшей ул. Комсомольской (ныне пр. Гамзатова), 53. Штат работников музея составлял 25 человек. В военные годы директорами музея являлись Алиев Н. М., народный художник ДАССР М.К. Юнусилау.

1941 год

     22 ноября 1941 года музей был закрыт в связи с продвижением германских войск на Кавказ. Все экспонаты были эвакуированы в г. Дербент в 1942 году Здание музея до декабря 1942 года было занято воинскими частями по решению Махачкалинского Горисполкома от 21 ноября 1941 года. Открыть музей вновь удалось только в мае 1943 года и последствия войны тяжело сказались на деятельности музея. Многие экспонаты за время переезда были утрачены или повреждены, была приостановлена научно – исследовательская работа музея, из-за отсутствия отопления и низкой заработной платы происходила утечка кадров. Понадобилось два десятилетия, чтобы музей вновь стал одним из центров культурной и научно – просветительской деятельности Дагестана.

Что было дальше?

        В 1968 году музей был переведен в новое здание на главной площади им. Ленина г. Махачкалы. Коллектив под руководством директора Кажлаева Д.Г. развернул новую экспозицию досоветского и советского периодов. 3 октября 1977 года Постановлением Совета Министров Дагестанской АССР №307 «О преобразовании Дагестанского краеведческого музея в Дагестанский государственный объединенный музей» в целях дальнейшего совершенствования научно – методического руководства музейной работы в Дагестанской АССР, улучшения обслуживания туристов и местного населения преобразовать Дагестанский краеведческий музей в Дагестанский государственный объединенный музей, передав в его подчинение Буйнакский историко – революционный музей, Дербентский городской , Ахтынский районный краеведческий музей, мемориальный музей С – Стальского в с.Ашага – Стал С - Стальского района, Государственный литературно – мемориальный музей Г. Цадасы Хунзахского района, краеведческий музей им. П. И. Багратиона в г. Кизляр как филиалы объединенного музея.

  • С 1978 года под руководством нового директора Абакарова И.И. музей продолжил расширяться.
  • В 1980 году был открыт отдел головного музея в г. Махачкале – литературный музей.
  • В 1982 году в г. Махачкале - «Музей боевой и комсомольской славы».
  • В 1984 году в г. Махачкале - театральный музей.

90-е и 2000-е

           Трудные 90 - е и 2000 - е годы тяжело сказались на состоянии музейной сети в республике. ДГОМ, как и многие учреждения культуры, оказался неподготовленным к изменениям в обществе. В этот непростой период отсутствия бюджетных средств и ослабления материально – технической базы директором музея был назначен Хаппалаев Р.Ю. Несмотря на трудности, удалось не только сохранить существовавшую в советские времена сеть музеев, но и расширить ее за счет открытия новых. 27 декабря 2006 года Указом Президента Республики Дагестан №166 имя Алибека Тахо – Годи было присвоено Дагестанскому государственному объединенному историческому и архитектурному музею в целях увековечивания памяти этого выдающегося общественного и государственного деятеля первой половины XX века, внесшего значительный вклад в становление и развитие основ национальной культуры Дагестана.

Наше время

      4 октября 2016 года состоялось торжественное открытие Дагестанского государственного объединенного исторического и архитектурного музея им. А. Тахо-Годи в новом здании – самом красивом историческом здании Махачкалы - «доме с атлантами». В апреле 2017 года музей был переименован в Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи. Сегодня Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи является самым крупным учреждением культуры на Северном Кавказе. Его административным и научно - методическим центром является музей, расположенный в Махачкале. Здесь же находятся пять территориально обособленных музеев, имеющих, согласно действующему законодательству, статус его отделов, а в 32 городах и сельских поселениях республики функционируют ещё 34 филиала.

    В консолидированных фондах музейного объединения содержится свыше 170 тысяч единиц хранения, среди которых произведения живописи и скульптуры, предметы декоративно – прикладного искусства, этнографическая коллекция, древние рукописи, артефакты из археологических раскопок. Наиболее ценным можно назвать собрание холодного и огнестрельного оружия, коллекцию ювелирных изделий. В 2016 году на базе Национального музея Дагестана был открыт культурно – выставочный центр, где проходят выставки современного искусства. В музее ведется не только выставочная деятельность, но и научно – просветительская, исследовательская.

Вечер - портрет «Творческая судьба Эфенди Капиева» прошёл в Центральной городской детской библиотеке нового поколения Махачкалинской ЦБС.
 
«Вся моя жизнь — это огромное испытание»
Эфенди Капиев.
 
Для учащихся 9-х классов гимназии №1 в Центральной городской детской библиотеке нового поколения состоялся вечер - портрет «Творческая судьба Эфенди Капиева», посвящённый 115-летию со дня рождения писателя Эфенди Мансуровича Капиева.
 
        Участники мероприятия познакомились с жизнью, творчеством и наследием Эфенди Капиева, узнали о его непростом жизненном пути и трагической судьбе. Демонстрация документального фильма 1967 года «Жизнь, прожитая набело» произвела на ребят и педагога сильное впечатление. Ведущий обсудил с участниками, какие темы поднимал Эфенди Капиев в своих произведениях, какие образы и мотивы использовал, какие стилистические приёмы применял. Мероприятие завершилось обзором книжной выставки «Юбилей писателя — праздник для читателя».

Дагестанскому Государственному Педагогическому Университету - 80 лет!

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования (ФГБОУ ВО) «Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова» – крупный научно-образовательный комплекс федерального статуса, призванный обеспечивать регион высококвалифицированными педагогическими и научными кадрами.

20 ноября 80 лет со дня основания Дагестанского государственного педагогического университета.

_______________________________________________________________________

              Постановление Совнаркома РСФСР от 1 ноября 1943 года в Дагестане был официально открыт женский учительский институт, который был призван решить вопросы улучшения работы школ республики и подготовки национальных кадров женской интеллигенции. Институт начал работать 20 ноября 1944 года. 46 девушек (при плане 120) – первокурсниц сели за парты высшего учебного заведения для горянок. В 1945 году приняли 54 девушек, в 1946 году 41, в 1947 году65, в 1948 году68. В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 18 июня 1954 года Дагестанский женский учительский институт с 1 сентября 1954 года был реорганизован в женский педагогический институт. 7 декабря 1963 года Коллегия Министерства Просвещения РСФСР обратилась в Совет Министров РСФСР: «В целях обеспечения потребности Дагестанской АССР учительскими кадрами ходатайствовать перед Советом Министров РСФСР об удовлетворении просьбы Дагестанского обкома КПСС и Совета Министров ДАССР о реорганизации Дагестанского женского государственного педагогического института им. Г. Цадасы в Дагестанский государственный педагогический институт им. К. Цадасы…»  Ходатайство удовлетворено 30 декабря 1963 года. Сегодня Дагестанский государственный педагогический университет им. Г. Цадасы – главная кузница педагогических кадров не только в республике, но и всего региона в целом, занимает особое место в формирование единого образовательного пространства Республики Дагестан. В ДГПУ сложился коллектив, который сыграл роль в социально-экономическом и культурном развитии народов Дагестана, в становлении научно-технической, педагогической и творческой интеллигенции. За 70 лет своего развития в университете подготовлено свыше 120 тысяч учителей по разным специальностям. Выпускники Дагестанского государственного педагогического университета работают в разных организациях Дагестана. 

________________________________________________________________

Сегодня ДГПУ – динамично развивающийся университет, который осуществляет подготовку кадров по широкому спектру педагогических направлений и специальностей, реализует множество дополнительных образовательных программ повышения квалификации и переподготовки. В 2023 году ВУЗ получил статус университета имени великого поэта Расула Гамзатова.

МЕЧТА, СТАВШАЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ
 
 
«Когда Айшат появлялась на сцене, зрители долго и бурно аплодировали. Ее истерический смех, манера говорить, спесивое и надменное поведение - все это подчеркивало сущность образа», - писал в книге «Мой театр» М. Абдулхаликов (исполнитель роли Молла Насрутдина).
 
19 ноября 105 лет со дня рождения заслуженной артистки РСФСР, актрисы театра и кино Курбановой Айшат Магомедовны 
 
       Айшат Магомедовна Курбанова - заслуженная артистка РСФСР, родилась 19 ноября 1919 г. в селении Ругуджа Гунибского района, проработала в родном Аварском театре более 40 лет и сыграла много самых разных ролей. Ее героини - образы сатирические, комические и драматические. В одних спектаклях она играла эпизодические роли, в других - ведущие, весьма ответственные. Но какие бы роли она ни играла, ее героини запоминались ярко выраженной индивидуальностью, невыдуманной правдивостью, глубокой колоритностью.
 
        Айшат Курбанова не боялась быть некрасивой на сцене, чтобы добиться достоверности, она могла сделать и уродующий грим, и одеться в несуразный костюм, и изменить походку, интонацию, осанку, пластику. В спектакле «Без вины виноватые» А. Островского она создала такой убедительный образ безобразной, полусумасшедшей Галчихи, что трудно было поверить, что совсем недавно она с успехом выступала в роли совсем молодой, симпатичной горянки Умайганат из драмы Г. Цадасы «Айдемир и Умайганат».
 
        Мечта маленькой, застенчивой девочки из Ругуджа сбылась. Она стала полноправным членом актерской семьи Аварского театра, куда пришла в далеком 1937 году вопреки запрету брата, страшно волнуясь, что не возьмут. Но поверили и взяли, потому что в ее первых неумелых показах увидели скрытый талант, который раскрывался от спектакля к спектаклю. Много лет выходила Айшат Курбанова и в спектакле «Молла Насрутдин» М. Курбанова в роли вдовушки Заза-Бика. Ее характер, манеры, образ жизни и моральный облик создавались актрисой выпукло и подчеркнуто остро. В спектакле по пьесе Г.Залова «Вдохновенная певица» Айшат Курбанова играла роль матери певицы Анхил Марин, которую преследовали власти за ее социально злободневные, сатирические песни и стихи.
 
     С годами растет мастерство актрисы, ей присваивается почетное звание заслуженной артистки ДАССР. Она выступает и в комедийных, и в драматических образах пьес русской, западной и национальной драматургии - «Голос Америки» Б.Лавренева, «Свадьба с приданым» А. Дьяконова, «Проделки Скапена» Ж.Б. Мольера, «Али с гор» 3. Алиханова, «Горцы» Р. Фатуева, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Аршин-мал-алан» У. Гаджибекова и др. С неподражаемым юмором и изобретательностью играла она роль веселой, жизнерадостной вдовушки в «Аршин-мал-алане». И с неменьшим мастерством раскрывала надменность, высокомерие и жестокость леди Мильфорд, ни во что не ставящей человеческое достоинство других.
 
В 50-е годы А. Курбанова была удостоена высокого звания «Народный артист ДАССР», в 1970-м – получила звание «Заслуженная артистка РСФСР».
 
        Одной из последних работ Айшат Курбановой была роль тещи Леонардо в «Кровавой свадьбе» Г. Лорки. Надо добавить, что в этом спектакле А. Курбанова играла и роль Смерти. Артистка не переливала через край испанские страсти. Она весьма сдержанна, зритель понимает, как глубоко актриса проникла в существо событий и характеров. 
 
 Айшат Курбанова ушла из жизни 2000 г, оставив глубокий след в творческой жизни Аварского театра и осталась в памяти зрителей как одна из любимых актрис, вписавшая свою неповторимую строку в историю формирования и развития национального сценического искусства Дагестана.
 
Библиотека рекомендует. «Основы веры»    
 
Отдел науки Муфтията РД
«Основы веры»
 
 Год издания:2024  
Язык: Русский, арабский
 
Изучите основы мусульманской веры! 
 
    «Основы веры»- книга, которая посвящена рассмотрению основных постулатов веры мусульманина. Она написана идеально и подходит для тех, кто только начинает изучать основы мусульманского вероучения. 
 
 
В книге вы найдете ответы на вопросы:
  • Что такое вера в Аллаха?
  • Кто такие ангелы?
  • Что такое священные писания?
  • и многое другое.
       Рассчитана на интересующихся мусульманской религией, в частности, рекомендуется в качестве учебного пособия для начинающих изучать основы мусульманского вероучения. Также эта книга включена в программу первого году обучения на летних курсах. 
 
Познакомиться с книгой Вы можете в библиотеке - филиале  №23 по адресу:  ул. Оскара, 15.  
 

Яндекс.Метрика