Централизованная библиотечная система

              Администрации г. Махачкалы

Главное меню

МБУ Махачкалинская ЦБС

Центральная детская библиотека

 С книгой в мир природы

 

(Рекомендательный список художественной литературы)

Составитель: гл. библ. ЦДБ

Салманова  П.Д.

Уважаемые читатели!

Предлагаем вам познакомиться с рекомендательным списком художественной литературы, поднимающей, так или иначе, вопросы экологии, вопросы бережного отношения к природе, животным. …Точное и емкое художественное слово заставит вас переживать за жизнь наших братьев меньших, за последствия безумной расправы со средой, окружающей человека. Вы сможете сравнить свои ощущения восприятия природы с ощущениями автора.
Художественные произведения, которые мы вам рекомендуем прочитать, находятся в фонде Центральной детской библиотеки МБУ Махачкалинской ЦБС.
Художественные произведения не только описывают явления природы, но и человека, как часть этой природы. Эти книги заставляют задуматься о месте и роли человека в окружающем мире.

Человек – «царь природы» создал много проблем нашей планете, ему все труднее найти чистые уголки для своего обитания. Современные писатели пытаются образумить человека, и показать, что же он натворил в окружающей его среде. Это один из путей прививания экологического мышления.
К произведениям даны небольшие аннотации, а также иллюстрации к книгам. Рекомендательный список литературы будет полезен, как для детей старшего, так и для детей младшего школьного возраста, интересующихся книгами о природе и животных. Многие произведения, известные вам еще с детства, заиграют другими красками при сегодняшнем прочтении. 

1.      Аксаков С.Т. Рассказы о родной природе. – М.: Дет. лит., 1988. – 143с.: ил.

В книге десять разделов: Зима; Весна; Лето; Осень; Вода; Болота; Степь; Лес; Охота; Уженье. Книга прививает любознательному юному читателю любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

 

 

 

 2.      Бианки В.В. Лесная газета. Сказки и рассказы. – М.:Астрель; АСТ, 2007. – 414с. – (Внеклассное чтение)

В книгу замечательного писателя-натуралиста Виталия Валентиновича Бианки вошли: «Лесная газета» (в сокращении), сказки и рассказы.

 

 

 

 

3.      Бианки В. Сказки о животных. – М.: Наталис: Эксмо, 2008. – 144с.: ил.

Весёлые и познавательные сказки Виталия Бианки о животных познакомят юных читателей с жизнью и повадками зверей. Добрые, увлекательные истории сопровождаются крупными цветными иллюстрациями. Книга отлично подходит для первого чтения. Крупный шрифт и ударения в словах сделают процесс чтения лёгким и интересным.

 

 

 

4.      Бианки В.В. Чей нос лучше?: рассказы и сказки. – М.: Дет. лит., 2012. – 218с.: ил. – (Школьная библиотека)

В книгу известного детского писателя входят рассказы и сказки о природе и животных. Они учат детей быть наблюдательными, по-доброму относиться ко всему живому на земле. Для детей среднего школьного возраста. 

 

 

 

5.      В березовой роще. Сборник рассказов. – М.: «Детская литература», 1972. – 95с.

В сборник рассказов и отрывков из повестей русских   писателей о родной природе вошли произведения: Л.Н.Толстого, С.Т.Аксакова, И.С.Тургенева, В.В.Вересаева и многих других.

 

 

 

 6.      Времена года: стихи и рассказы о природе. – М.: Дет. лит., 2012. – 172с: ил. (Школьная библиотека)

В этой книги собраны лучшие стихотворения русских поэтов о временах года. Сборник разделен на четыре части, соответствующие каждому сезону, начиная с весны, когда все пробуждается и возрождается, и, заканчивая зимой, когда природа и все живое засыпает. Начинают цикл стихотворения таких поэтов как Ф. Тютчев, А. Блок, В. Жуковский, А. Фет, которые в своем творчестве восхваляли весну. Выразили свое восхищение летом С. Есенин, И. Никитин, Я. Полонских и И. Бунин. Во всей своей красе осень представляют читателю А. С. Пушкин, Д. Михалковский, Н. Греков и В. Соловьев. А долгими зимними вечерами согреют стихи К. Бальмонта, Н. Некрасова, Н. Огарева и М. Пожаровой.

 

 

 7.      Грачев А.М. Лесные шорохи: повесть о природе. – Хабаровск: Кн. изд-во, 1991. – 176с.: ил.

В один из диких уголков Сихота-Алиня, где предполагается создать заповедник, прилетает группа охотоведов-биологов. Об их работе и наблюдениях, о жизни диких животных дальневосточной тайги, их повадках, о взаимоотношениях людей и зверей рассказывается в книге.

 

 

 

 8.      Дижур Б.А. Жалобная книга Природы. Повести. – М.: «Дет. лит.», 1973. -  238с, с ил.

В книге две повести-сказки: "Почему ты оставил друга?" и "Жалобная книга Природы".
Обе они посвящены отношениям Человека и Природы. Герои книги - птицы и ящерицы, олени и стрекозы, деревья и цветы…

 

 

 

9.      Паустовский К.Г. Заячьи лапы: рассказы и сказки. – М.: Дет. лит., 2012. – 189с.: ил. – (Школьная библиотека)

В книгу входят рассказы и сказки о животных и природе среднерусской полосы. Они учат любить все живое, быть наблюдательным, добрым и отзывчивым. Для среднего школьного возраста.

 

 

 

10.  Перовская О.В. Ребята и зверята: рассказы. – М.: Дет. лит., 1988. – 271с.: ил.

В книге "Ребята и зверята" известная детская писательница Ольга Перовская рассказывает не только о необычных приключениях ребят и их подопечных зверят, но и увлекательно описывает особенности и повадки четвероногих товарищей. Для детей младшего школьного возраста.

 

 

 

11.   Пришвин М.М. В краю дедушки Мазая: рассказы. - Архангельск:Сев.-Зап. КН. из-во, 1981. – 159 с.: ил.

Край дедушки Мазая — лесистые берега Волги около Костромы, описанные Некрасовым в поэме "Дедушка Мазай и зайцы". Сюда приехал Михаил Михайлович Пришвин в своём доме на колёсах, прицепленном к грузовику, и прожил с самой ранней весны до самой поздней осени, наблюдая перемены в природе, изучая жизнь её обитателей. Так была написана книга "В краю дедушки Мазая", состоящая из рассказов: "Ночёвки зайца", "Этажи леса", "Землеройка", "Лисичкин хлеб" и др.

 

 

12.  Пришвин М.М. Лесная капель. – М.: Эксмо, 2007. – 576с.

Сборник произведений М. М. Пришвина для среднего школьного возраста.

 

 

 

 

13.  Романова Н.И. Ищу говорящую птицу. – М.: Дет. лит., 1985. – 160 с.

Сборник рассказов и познавательных сказок "Ищу говорящую птицу" содержит в себе интересные вопросы и ответы уже как бы заложенные в текстах самих рассказов. Можно задать вопрос и узнать, когда змеи слепнут; кто умеет превращаться в сучок, в веточку, в листик; сколько ног у жука-оленя и у большого благородного оленя; какой секрет был у кенара с птичьего рынка, и так далее. А на такой вроде бы прозаический вопрос: "Бессмысленно ли роются в земле червяки?" - писательница отвечает настоящим поэтическим гимном: "...молодой червяк... начал рыть норку. Он рыл и рыл, рыл для того, чтобы вся земля покрылась цветами, чтобы бабочки летали от цветка к цветку, чтобы бегали по тропинкам муравьи и пчелы звенели в воздухе".

 

 

14.   Сетон-Томпсон Э. Животные – герои. – М.: Московский рабочий, 1982. – 224с., 1л. ил.

В сборник вошли автобиографическая повесть «Моя жизнь» и рассказы из книг «Животные-герои», «Судьба гонимых» и «Мои дикие друзья».
В повести «Моя жизнь» рассказывается о том, как будущий знаменитый натуралист и писатель шел к своему призванию: события и наблюдения детства, общение с живой природой войдут позднее в его известные рассказы «Мальчик и рысь», «Арно», «Лобо» и многие другие.
В книгу включены очерки известного журналиста В.Пескова о мемориальном музее Сетона-Томпсона в Канаде, а также статья литературоведа Д.Урнова.

 

 

15.   Сигунов П.Н. Лесное счастье. Научно-популярная книга. – Л.: Дет. лит., 1974. – 287с., ил.

Книга рассказывает о грибах. Приведены сведения о пользе грибов, а также том, какое место они занимают в жизни других растений, а также какими путями их применяют люди.

 

 

 

16.  Скребицкий Г.А. Лесной прадедушка: Рассказы. – М.: Дет. лит. , 1982. – 270с., ил

Автор книги Г.Скребицкий вырос в деревне и с детства любил природу. Свое трепетное к ней отношение он хотел передать юным читателям. В представленный сборник вошли рассказы, посвященные жизни природы в разные времена года. Книга предназначена для детей младшего школьного возраста.

 

 

 

17.  Сладков Н.И. Медовый дождь: Рассказыи сказки. – Л.: Дет. лит.,1984. – 287с., ил

Рассказы и сказки о природе, об удивительных обитателях лесов, полей, гор и морей.
Для младшего школьного возраста.

 

 

 

18.  Сладков И.Н. Под шапкой невидимкой: Рассказы. – Л.: Дет. лит., 1982. – 170с., ил.

Николай Иванович Сладков — человек, страстно влюбленный в природу.
По неизведанным тропам ведёт он читателя к раскрытию великих тайн леса, рек, гор и пустынь.
Не просты эти дороги, не каждый отправится в трудный путь...
Многое объяснит и покажет любознательному исследователю природы книга «Под шапкой-невидимкой». Книга состоит из небольших рассказов, посвященных природе и ее обитателям. Издание богато иллюстрировано.

 

 

19.   Соколов-Микитов И.С. Год в лесу: рассказы. - М.: Детская литература, 1987. - 96 с. : цв.ил.

В книгу вошли увлекательные рассказы о русской природе, обо всех тех, кто круглый год живет в лесу: о птицах и животных, цветах, травах и деревьях. Удивительно тонкие и увлекательные рассказы Ивана Сергеевича Соколова-Микитова - настоящая энциклопедия русского леса, проиллюстрированная Георгием Никольским. Краткие зарисовки из жизни лесных обитателей интригуют читателя, дают возможность ощутить всю прелесть родной природы и даже разгадать её тайны.

 

20.   Соколов-Микитов И.С. На теплой земле: рассказы. – М.: Дет. лит., 2012. – 312с.; ил. – (Школьная библиотека).

Книга известного писателя рассказывает о русской природе: о деревьях, травах, цветах, о птицах и животных, обитателях наших лесов. Для среднего школьного возраста.

 

 

21.  Трутнев Л.Е. Живая душа: рассказы и повести. – М.: Дет. лит., 2010. – 331с.: ил. – (Школьная библиотека).

В сборник современного сибирского писателя Льва Трутнева включены произведения, повествующие о жизни птиц и животных. Часто автор делает главным героем лесного жителя. Человек же выглядит наблюдателе, гостем в этом таинственном царстве. Своим творчеством Л.Трутнев прививает читателям умение любить, бережно и уважительно относиться к совершению незнакомому, как оказывается, для нас миру – миру Природы. Для среднего и старшего школьного возраста.

 

22.  Чаплина В.В. Забавные животные: рассказы. -  М.: Дет. лит., 2011. – 267с.: ил. – (Школьная библиотека)

Книга состоит из двух разделов: "Мои питомцы" и "Случайные встречи".
В первом рассказывается о животных, который родились и воспитывались в Зоопарке, о важном и увлекательном труде его работников.
Во второй раздел книги вошли рассказы о детях и взрослых, которые приручают несчастных животных и с любовью ухаживают за ними.
Для среднего школьного возраста.

 

23.Чарушин Е.И. Друзья: рассказы. – М.: Малыш, 1990. – 80с., ил.

В книгу вошли рассказы Евгения Чарушина, проиллюстрированные автором и его сыном. Работы этих двух мастеров навсегда останутся эталоном анималистического искусства!
Для дошкольного возраста.

День открытых дверей «Волшебный день чтения»
в библиотеках Махачкалинской ЦБС Управления культуры г. Махачкалы

Начиная с 1967 года по инициативе и решению Международного совета по детской книге ежегодно 2 апреля, в день рождения великого сказочника из Дании Ганса Христиана Андерсена, весь мир отмечает Международный день детской книги. Вот и юные читатели детских библиотек Махачкалинской ЦБС не остались в стороне.
В библиотеке-филиале №9 прошел День открытых дверей «Волшебный день чтения». Для своих читателей была подготовлена интересная программа. Рассказали историю возникновения праздника, познакомили с творчеством писателей и художников-иллюстраторов, получивших премию имени Андерсена.

В библиотеке – филиале №2 в этот день с учащимися 4-5 классов школы №37 и №5 провели сказочную викторину: «В гостях у сказочных героев» с конкурсами «Угадай героя», «Как меня зовут», «Вспомни сказку», «Ошибка красна поправкой», «У лукоморья» по сказкам А.С.Пушкина, Братьев Гримм, Н.Н.Носова, Э.Н.Успенского, А.М.Волкова, Х.К.Андерсена.  Юные читатели отвечали на вопросы сказочной викторины, отгадывали загадки, исправляли сказки- перевертыши, называли имена сказочных героев, пересказывали свои любимые сказки.
На примерах сказочных героев библиотекари показали детям, что добро всегда побеждает зло, что сказки учат сочувствовать чужому горю. А еще помогли детям понять, как важно дружно работать в команде и чувствовать поддержку друзей.

В библиотеке был оформлен одноименный открытый просмотр: «Сказочный переполох», возле которой для читателей провели обзор.
Работники библиотеки-филиала №19 посетили д/с №72, где с подготовительной группой провели утренник «Отважные спасатели в стране Чукоккале» посвященное к 135-летию Корнея Чуковского. Работниками библиотеки было проведено литературное путешествие по книгам-юбилярам с помощью выставки.
Во всех библиотеках Махачкалинской ЦБС оформлены красочные книжные выставки, составлены рекомендательные списки литературы «Что читать детям».
В библиотеках подготовлены комплекты книг для внеклассного чтения.

День добра в библиотеке - филиале №6
Махачкалинской ЦБС Управления культуры г. Махачкала

В рамках Клуба Шаг к себе» «Пожелаем друг другу добра» с открытым просмотром «С теплом и лаской к человеку» (с людьми с ограниченными возможностями) прошел в филиале №6 Махачкалинской ЦБС г. Махачкалы. Во внутреннем мире любого человека есть теплое солнце — это доброта. Доброта — вещь удивительная. Она сближает людей, как ничто другое, она тот язык, на котором с вами каждый захочет разговаривать. Стало доброй традицией обязательно посвящать детям-инвалидам один из библиотечных дней в рамках Всероссийской недели детской книги. В знак напоминания о людях, нуждающихся в нашей помощи и поддержке, для привлечения внимания махачкалинцев к их проблемам, участникам мероприятия вручались листовки-призывы и книжные закладки - белые атласные ленточки, как символ чистоты помыслов и благородства поступков.

Участникам встречи рассказали об истории праздника, о мероприятиях проводимых ко Дню инвалидов. Внимание собравшихся было обращено на то, что жизнь инвалида очень отличается от жизни обычных людей. Многие не выдерживают насмешек и неуважения и погибают, но среди них есть и жизнестойкие люди, они общаются, занимаются спортом, живут полноценной жизнью. Ребята в своих выступлениях призывали быть чуткими и отзывчивыми к инвалидам, проявлять заботу о таких людях не только один раз в году - 3 декабря. Особое внимание уделялось детям и подросткам, которые, как правило, не только не знают о Международном Дне инвалидов, но и часто не внимательны к тем, кто нуждается в их помощи.

Дружно посмотрели фильм «Жить и побеждать», участники заседания с восхищением смотрели на то, что могут делать эти люди и какие трудности преодолевают с улыбкой на лице. Но не одними только обсуждениями ограничились на заседании. По этическому воспитанию учащихся провели игру-путешествие "В стране вежливых людей", которое позволило отправиться в необычное путешествие в страну, которой нет на карте. Чтобы попасть в эту страну нужно было вспомнить «Волшебные слова». Из электронной презентации ребята узнали о правилах поведения в стародавней России, в Древнем Риме, у разных народов мира. Самые интересные и смешные обычаи участники демонстрировали сами.
Много добрых слов, советов и пожеланий здоровья мы услышали из выступлений. Мероприятие завершилось стихотворением Надежды Викторовны Моториной, которое заканчивается словами: «…Пусть же слово тяжёлое «инвалид» Вам не станет преградой для встречи».

День экологии в библиотеках Махачкалинской ЦБС Управления культуры г. Махачкалы

2017 год Президентом РФ объявлен Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий.

Человек и природа – тема вечная. Много тысячелетий человек получал от природы необходимое для жизни, ничего не давая взамен. Пришло время об этом задуматься. Еще в древности люди утверждали, что корни добра уходят в природу. Без любви к природе человек не может по настоящему ощущать радости бытия. Экологическая культура должна прививаться человеку с детства и тогда, став взрослым, принимая решения, он поступит мудро, взвешено, поймет, что природа и человек взаимосвязаны.

В условиях нарастающего экологического кризиса первостепенное значение приобретает непрерывное экологическое образование, просвещение и воспитание всех групп населения, но особенно молодежи, так как именно ей принадлежит будущее. В конечном счете, от степени образованности и воспитанности молодых зависит дальнейшая судьба нашей планеты.

 

Библиотеки Махачкалинской ЦБС работают по библиотечной программе «Сохраним свое завтра». Проводятся различные мероприятия: видео-просмотры, конкурсы, викторины, просмотры книг и журналов.

В филиале №6 состоялась встреча с экологами «Экология – предмет. Интересно или нет?». 

Экологический час "Любить, ценить и охранять" прошел в библиотеке-филиале №15 поселка Шамхал.  Дети активно участвовали в тематической викторине, показав хорошие экологические познания, читали стихи, пели песни о воде.

В рамках Недели детской и юношеской книги и музыки в библиотеке-филиале №5 прошло мероприятие, посвященное Всемирному Дню Воды, который отмечается с 1993 года во многих странах мира по инициативе Международной ассоциации водоснабжения и ЮНЕСКО. В ходе мероприятий ребята постарались раскрыть тайны воды и узнали о ней много интересного: значение воды для всей нашей планеты, ее роли в жизни каждого человека, посмотрели познавательный фильм «Вода для жизни». Дети активно участвовали в тематической викторине, показав хорошие экологические познания, читали стихи, пели песни о воде.

Работники библиотеки-филиала №2 совместно с коллективом работников садика №34 «Любознайка» провели мероприятие «Красная книга природы», посвященное Году экологии.

В библиотеке - филиале №19 провели эко-день «Земля наш общий дом». Была оформлена яркая, познавательная и необычная книжная выставка «Земля наш общий дом», которая привлекла внимание всех, кто посетил в этот день библиотеку. Началом мероприятия стало открытие экологического сундучка «Зеленый мир – наш общий дом», на котором присутствовали учащиеся 6 классов СШ № 42. Дети были не только зрителями, но и высказывали свое мнение о проблемах окружающей среды.  В конце мероприятия библиотекари ознакомили детей с редкими растениями и животными нашей республики, которые занесены в Красную книгу.

В филиале №3 прошёл устный журнал «Дайте природе шанс», где обсуждались проблемы сохранения лесных богатств и водных ресурсов. Одна из страниц журнала была посвящена птицам.

В филиале №20 был проведён экологический час «Волшебных птиц земное чудо», в котором активное участие приняли школьники гимназии №17. Ребята познакомились с историей установления Дня птиц, с редкими видами обитающие в России и Дагестане и занесённые в Красную книгу.

Литературно-тематический вечер в библиотеке-филиале №9
Махачкалинской ЦБС Управления культуры города Махачкалы

Мероприятие посвящено писателям-юбилярам А. Линдгрен (110 лет), Л. Кэрролл (185 лет), А. Милн (135 лет).
Каждый человек с самого раннего возраста стремиться к тому, чтобы стать умным, любознательным, сообразительным, чувствительным. Все к этому стремятся, но, однако, не у всех это получается. Самые первые произведения, которые начинают читать человеку, - сказки. Придя в школу, переходя из класса в класс, малыши знакомятся с произведениями устного народного творчества, с литературными сказками.

Ведь именно благодаря сказке, они становятся чувствительными к красоте, учатся осуждать зло, восхищаются добротой. 28 марта, последний День Недели детской книги в библиотеке-филиале №9 посвятили сказкам зарубежных писателей-юбиляров и провели литературно-тематический вечер «Сказки со всего света». С читателями провели игру-викторину "Из сказки в сказку". Вначале вниманию аудитории предложили видеоролик "В мире много сказок". Вместе с ведущей дети отправились на планету зарубежных сказок. Они подбирали недостающее имя сказочному герою, называли героя, произведение и автора прочитанного отрывка, по названным вещам отгадывали названия сказок, по описанию узнавали волшебников из разных сказок – дети "погуляли" по сказкам зарубежных писателей. В конце мероприятия дети посмотрели мультфильм "Малыш и Карлесон". 

Яндекс.Метрика